рецензия на спектакль Р. Виктюка
"Мастер и Маргарита" ("Сны Ивана Бездомного")
По контрамарке была на "Мастере и Маргарите"... в видении Виктюка...
Итак, актерский состав: Воланд - центральная фигура, рот открыл почти в середине спектакля. Со сцены не сходил, как и другая фигура, поставленная "во главу угла" задумщиком действа - Иваном Бездомным, который необоснованно проспал на каталке с колесиками весь спектакль. Вообще, первая часть - встреча с незнакомцем - настолько затянулась, что уж и мочи не было - думала, разлюблю Булгакова здесь и сейчас, не сходя с места! Профессор, он же Азазелло, копия Джорджа Майкла в клипе про полицейских, демонстративно и красноречиво натягивал на себя резиновые перчатки, пугая мою впечатлительную натуру приготовлением к манипуляциям с Бездомным, уже уставшего от игры экспрессивных припадков и конвульсий, которыми откликался то на звенящие каблуки (медсестер? НКВД?), то от нахлынувших воспоминаний. Видимо, чтобы подчеркнуть, что все мы - Иваны, а дом, его и наш - сумасшедший.
Гелла - чудное создание (но не рыжеволосое) с накладным десятым размером и трениках с противным зычным голосом. В одной из сцен произносит что-то настолько нечленораздельное, что я выпала из контекста повествования. Почему-то хорошо поставленное звучание речи и звуков всколыхнуло детские впечатления от новогодних утренников.
Один из очень характерных и удачно сыгранных образных персонажей - Берлиоз, что костюм, что исполнение - браво! Коровьев и Бегемот - неврзрачны, и не стану на них останавливаться. Всадник в белой мантии с кровавым подбоем мелькнул и исчез.
Два генеральных героя по Булгакову играют не самые выдающиеся актеры. Мастер - совершенно больной на голову человек (по версии режиссера) и чрезмерно смелая и невменяемая Маргарита с безумными глазами, судя по всему вошла в роль, но так и не вышла из нее. Под апплодисменты зрителей, она капризно отдернула руку от букета и гордо игнорировала похвалы зрителей.
Режиссер перенес на избитую тему (почти ПРЕВЕД) сталинизма основной удар - 15% продолжительности спектакля - выдержки речей колхозников и колхозниц, самого "отца".
Текст - цитатник избитых фраз из романа.
Фраза спектакля: "А если завтра война?!" - всегда на надломе и очень громко, с разными интонациями.
Действительное спасибо за некоторые мастерски выстроенные мизан-сцены. Больной Бездомный на фоне доски-двери, Маргарита, запрыгивающая на нее, поддерживаемую Воландом, конвульсирующий Иван - да, сочно, образно, интересно. Жаль, что ни с Мастером, ни с Воландом, ни с Иешуа и Пилатом такого не случилось. Особенно здорово, что Виктюк не стал раздевать свою героиню вопреки стереотипному ожиданию.
Декорации. Смысловая нагрузка легла на раскиданные в центре сцены огромные "золотые" и "серебряные" (советские медяки?) объемные маски (папье-маше?) вождей: Ильича и отца народа. (В одной из сцен задействованные актеры исполняют "танец маленьких лебедей" в этих головах, и в почти благоговейной тишине, раздаются тихие всхлипы потерянных в пространстве "птенцов".) Режиссер подчеркнул время и место происходивших событий, параллель налицо, и, тем самым, выбранную линию повествования. Не случайно Иешуа и 5 прокуратор Иудеи появляются в спектакле лишь единожды: скромный, я бы даже сказала, пассивный пророк в брюках а-ля гаврош по щиколотку излечивает Понтия от головной боли, - эта линия почти опущена, о них лишь упоминают несколько раз и в финале говорят "об отсутствующих". Хотя мощная символика громадного креста, распростертого сверху, подразумевает большее задействование, но крест и железная пирамида, поддерживающая его, используются только как потолок для лампочки Ильича и "леса" по которым красиво скачут темные силы из романа. Признаюсь, иногда я даже испытывала некий экстаз - "вот он, мужской стриптиз", любуясь изгибами накачанных загорелых (солярий?) мужских тел (не по этому ли признаку подбираются актеры в труппу?), демонстрирующих гибкость и пластику на перекладинах.
Общее впечатление - не пошло, местами очень эстетично. Сюжет кое-где по непонятной причине затянут (что хотел сказать автор?), то галопом по Европам. Экспрессия - через край: актер кончает в экстазе, не обращая внимания на усталые мины зрителей, практически онанируя мозг затянувшимся актом. Но что-то в этом есть...
Не пойду больше на Виктюка. Если кто-то узнает, что есть в его постановках - лучше расскажите так, словами.