обратная связь, Ольга Малышева

Копирайтер, фрилансер, написание статей, текстов, Ольга Малышева

Портфолио: копирайтинг, написание статей, текстов, Ольга Малышева
назад к портфолио/копирайтинг

КАК УСПЕШНО ПРОЙТИ ПЕРВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?

Удачным первое собеседование можно назвать только в случае, если Вас пригласили на второе. Мы опустим случаи, когда руководитель уехал в командировку или вакансия была снята по внутренним обстоятельствам и сосредоточимся на причинах, по которым собеседование не стало успешным.

Кандидату, пришедшему на интервью, часто кажется, что он идеально подходит для открытой вакансии: есть требуемый опыт работы, грамотно составленное резюме, встреча с HR-менеджером компании прошла позитивно. Отлично! Но приглашения на повторное собеседование не поступает. Почему?

Причин может быть множество. HR-менеджеры компаний всегда рассматривают несколько кандидатов на одну позицию. Оценивают их отдельно, сравнивают, выбирая лучшего. Безусловно, теоретически Вы можете быть идеальным кандидатом на данную должность, но вот сравнения с другим соискателем не выдержать.

В чем же у другого претендента может быть преимущество?

  • Опыт работы (больше достижений в выбранной сфере при одинаковых функциональных обязанностях);
  • Качество и степень полученного образования.
  • Навыки и знания в смежных областях, курсы повышения квалификации (иностранные языки, владение компьютером и пр.).
  • Уровень желаемой зарплаты — иногда соискатели с похожим опытом и знаниями претендуют на разную оплату своего труда и совершенно очевидно, кого предпочтет работодатель при прочих равных условиях.
  • Умение презентовать себя. Другой претендент на вакансию может лучше уметь располагать к себе, грамотно и интересно рассказывать о своих прошлых достижениях, презентовать себя как профессионала, лучше «подстраиваться» под запросы оппонента даже на этапе перового собеседования, и, таким образом, доказывать HR-менеджеру, что именно он — тот, кто требуется компании в данный момент.

Конечно же, могут быть и другие причины, которые по отдельности не служат существенными аргументами для отказа, но в совокупности — приводят к выбору другого соискателя.

Все идет по плану

К собеседованию необходимо отнестись как к визиту торгового агента, на котором Вы продаете… себя. Ваша задача заключается в том, чтобы определить потребности и интересы принимающих решение о приеме на работу и доказать, что Вы способны их удовлетворить. Работников нанимают с одной лишь целью — решить какую-то проблему. Вам предстоит вскрыть эту проблему и продемонстрировать оптимальное решение — себя.

Вот несколько правил, которые способны повысить эффективность Вашей встречи с представителем работодателя:

  • Заранее планируйте каждое собеседование. Набросайте план наиболее выигрышной самопрезентации.
  • Соберите как можно больше информации о фирме и деятельности подразделения, в котором собираетесь работать. Для этого желательно посетить корпоративный сайт, почитать пресс-релизы или отчеты компании.
  • Полезно собрать справки у тех, кто уже работал или работает в фирме-работодателе. Для этого прекрасно подходят социальные и социально-деловые сети интернета.
  • Проанализируйте потребности компании и подготовьте вопросы к интервьюеру, ведь собеседование — это диалог, а не презентационная речь или хаотичная беседа. Как профессионал Вы не можете не задавать вопросы. Они покажут, во-первых, ваш серьезный подход к собеседованию, а во-вторых, ваши заинтересованность в компании, желание узнать о ней как можно больше.
  • На собеседование желательно взять резюме, отредактированное для каждой конкретной встречи, а не то общее, что болтается унифицированным файлом у Вас дома. Дипломы и сертификаты о высшем (-их) и дополнительном образовании, портфолио (если таковое предполагается), список с телефонами и именами лиц, которые могут составить Вам рекомендацию.
  • Слушайте внимательно интервьюера, время от времени делая пометки. Однако не забывайте, что Вы не на лекции, и визуальный контакт помогает моментально оценить об изменениях в ходе беседы и его нельзя терять. Поэтому оптимально, если Вы возьметесь за ручку уже после вступительной части собеседования.
  • Покажите что-нибудь конкретное. Например, образцы Вашей прошлой работы, уникальный товар, который Вы продавали на предыдущем месте работы, красный диплом, фотографии построенных объектов или статьи.
  • Будьте тактичными в оценке предыдущих работодателей. Ни в коем случае не нарушайте законов конфиденциальности Ваших прежних трудовых отношений. Будьте лаконичны в своих ответах. Желательно дать высказаться интервьюеру, а отвечать по мере необходимости. HR-ры, как правило, экстраверты, и возможность высказаться поднимет им настроение.
  • Помните, что людям не интересно, что волнует и нравится Вам, поэтому желательно отказаться от местоимения «Я» в пользу «Вы». Например, вместо «Я увидела в газете Вашу вакансию, которая соответствует моим пожеланиям» можно сказать «Верно ли, что Вы нуждаетесь в секретаре с высокой скоростью печати?»
  • Есть вопросы, которые Вы не услышите во время собеседования, но которыми задаются менеджеры по персоналу. Навряд ли HR-специалист заявит Вам, что его смущает Ваш пол, возраст или наличие маленьких детей. Узнать об опасениях Работодателя можно по «зашифрованным» фразам, например, «Сколько лет Вашим детям?» Хотя Вы и сами перед собеседованием способны проанализировать свои слабые стороны как кандидата. Ваша задача минимум — развеять опасения интервьюера, а максимум — превратить недостаток в достоинство. Так, например, в ходе предвыборной гонки будущий президент США Р. Рейган победил смущение общественности относительно своего преклонного возраста, заявив: «Обещаю, что не стану использовать молодость и неопытность моего оппонента в этой предвыборной компании».
  • Старайтесь выглядеть победителем. Особенно об этом важно помнить на 2-ой или 3-ий месяц поисков работы.
  • Заручитесь поддержкой интервьюера. Не стыдитесь уточнить результаты прошедшего собеседования. Хороший продавец не стесняется после презентации товара предложить его купить. Последуйте его примеру.

В любом случае, каждое интервью это новый опыт по поиску работы, а значит польза для Вас. Возможно, этого опыта Вам как раз не хватало, чтобы попасть на самое трудное, но самое важное собеседование в будущем.

Ольга Малышева
копирайтинг, реклама, креатив, фри ланс

© Copyright & Copy: AllWriter, 2007
Designed by AllWriter