|
В начало
№3 (08-2008)
Копирайтер-Бестселлер
1.
ОН
В нашумевшем бестселлере «99 франков» Бегбеддер определил эту профессию как «тот самый тип, что продает вам разное дерьмо и тот, что заставляет вас мечтать о вещах, которых у вас никогда не будет».
Да, да, речь шла о копирайтере и не новой, но модной профессии. Профессии – бестселлере во всех смыслах этого слова. Слово – главный инструмент копирайтера и продукт его производства, которое тем ценнее, чем лучше продает ваш товар.
Выполнив свою работу, копирайтер подпишется вашим именем и передаст Вам с авторскими правами на текст надежду на признание со стороны Вашего покупателя.
В конечном итоге, именно это – признание покупателями вашего бренда, товара, услуги – и есть Ваша конечная цель от сотрудничества с копирайтером.
Как высокооплачиваемая, но теоретически не имеющая норм выработки и производительности, эта специальность породила множество заинтересованных в хлебе словоблудов.
Копирайтинг – это производство коммерческих текстов. Текстов откровенно рекламных или скрывающих в себе рекламу. Копирайтер – рабочий на этом производстве. Пара слов на «растяжке» или дорожном «щите», небольшой абзац на корпоративной открытке, речь, которую без запинки проговорил на вчерашней презентации акционер, веселый джингл, распеваемый будущим президентом США и сценарий рекламного ролика – все это его работа.
Возможно, что Вы как раз сейчас ломаете голову, как же найти этого парня, которого никто не знает в лицо?
2.
Я
Во-первых, определитесь, что именно требуется написать. Потому что копирайтер-универсал – очень редкое явление. А также потому, что копирайтеру требуется абсолютно точная постановка задачи. В идеале, она прописывается в техническом задании, или, брифе. Где также указывается цель. Не цель всей рекламы в целом – продать продукт, - а более конкретная и ожидаемая от данной работы, например, «информировать ЦА об акции снижения цен на модель N» или «добиться запоминания ЦА нового для сегмента B продукта С».
Кстати, копирайтер-профессионал непременно имеет под рукой некий перечень вопросов, ответы на которые помогут четко сформировать задачу.
Определив «круг интересов», начинайте с поисковиков, набрав в строке поиска название нужного Вам рекламного материала (например, "сценарии" или "слоганы"). Более вдумчивые Заказчики размещают объявления на фрилансерских сайтах для фрилансеров или просматривают по порядку все предложения по результатам поиска по слову «копирайтер», что значительно более трудоемко и долго. В данной статье я, однако, не буду упоминать варианты сотрудничества с агентствами, так как речь пойдет о конкистадорах слова – фрилансерах-копирайтерах.
Если Вам требуется специалист по SEO, тот, что предоставляет услуги по написанию текстов, оптимизированных для поисковых машин, изучите его собственный сайт. Хороший SEO-копирайтер позаботится о том, чтобы его визитка выходила «по ключевикам» на первую страницу по результатам поиска.
Попросите копирайтера предоставить более подробную информацию о работе в нужном Вам сегменте (рекламный текст на листовки, пресс-релизы или наполнение контентом сайта). Некоторые работы иногда невозможно увидеть в портфолио копирайтера, что обусловлено спецификой профессии. Например, в области, спич-райтинга.
Возможно, Вам впервые пришла в голову идея связаться с копирайтером, и Вы не склонны выделять на этом этапе большой бюджет на копирайтинг. Но и при ограниченном бюджете можно найти хорошего специалиста. Многие копирайтеры готовы предоставлять начинающим клиентам существенные скидки, объективно рассчитывая таких образом на долговременное сотрудничество. Поэтому, не стесняйтесь предложить понравившемуся копирайтеру свои условия оплаты. Агентская скидка в 5-10% обычно заложена в прайс-лист. Фрилансеры в этом отношении более гибкие.
Итак, «пятерка» качеств отличного копирайтера:
1. У копирайтера-профессионала нет случайных слов. Он способен рассказать, почему выбрал то или иное слово, фразу, заголовок. Не стесняйтесь спрашивать.
2. Копирайтер-профессионал – импровизатор. Имитатор. Он умеет работать в разных стилях и жанрах.
3. Копирайтер-профессионал как «почемучка», задает тысячи вопросов и активно интересуется и вашими покупателями и вашими товарами.
4. Копирайтер-профессионал не играет в «одни ворота» и умеет внимательно слушать.
5. Копирайтер-профессионал, несмотря на то, что предпочитает работать фри-лансером, - командный игрок. Он работает в команде с Вашим маркетологом, дизайнером и менеджером по сбыту.
Итак, Вы нашли меня.
3.
Вы
Что же поможет получить максимально эффективный результат от сотрудничества с копирайтером-фрилансером? Вот инструкция по обращению с копирайтером:
1. Точно формулируйте задачу. На этом этапе важно все. Возможно, многое о товаре кажется Вам очевидным, но копирайтер умеет описывать лишь то, что знает, а за творчество и фантазии платят только писателям.
2. Контролmysq выстрел. Если работа объемная, стоит определиться в самом начале о точках промежуточных результатов. Например, поэтапная сдача текста поможет сэкономить время на его доработку и согласование. В самом начале работы Вы сможете определиться с копирайтером о выбранной стилистике текста, возможной идее-стержне, на которую он затем нанижет оставшиеся описания.
3. Ставьте задачу копирайтеру, но полагайтесь на его методику работы. Вы вправе просить доработать текст с учетом Ваших пожеланий, но не думать над тем, как это «получше сказать».
4. Поддерживайте обратную связь. Сотрудничайте со своим копирайтером, если Вы заинтересованы в наилучшем результате.
5. Выполняйте обязательства вашей договоренности. Наравне с Вами, копирайтеры не защищены от недобросовестных клиентов. Неоплаченный, но обещанный аванс, снижает доверие к Вам, а, значит, и стимул к качественной работе.
4.
Мы
Как оценить работу копирайтера?[1]
Конечно, огромное значение имеет Ваша удовлетворенность результатами работы, но тексты создаются не для Вас, а для потребителя.
Эффективность произведенной работы над текстом можно оценить вполне материальными цифрами и показателями.
Если речь идет о SEO копирайтинге, т.е. текстах для сайтов, полезно сравнить показатели времени, проведенного на сайте среднестатистическим посетителем при старом тексте и новом. Естественно, чем дольше удается удерживать внимание пользователя, тем успешнее текст.
В случае текстов для онлайн-магазинов, картина эффективности нового текста в сравнении со старым складывается из показателей конвертации посетителей в непосредственных покупателей.
Если не с чем сравнить, проанализируйте ситуацию у конкурентов. Большинство из них не утруждает себя прятать статистику за паролем, и все нужные Вам данные лежат как на ладони.
Если речь идет о рекламных статьях и письмах, судить об эффективности можно по количеству откликов, для чего следует создать отдельный канал приема откликов на данные рекламные материалы.
Разумеется, тратить финансовые и человеческие ресурсы на изучение эффективности работы копирайтера следует лишь в случае больших объемов и заметных в нее инвестиций.
5.
Вместо эпилога
Самый известный копирайтерский труд содержит жизнеописания Христа, как известно, проповедовавшего любовь. Прописанные библейские истины «продвигали» мудрое слово и ценность добродетелей. Поэтому самый ценный копирайтер, это, прежде всего тот, кто верит в то, что пишет, и не возьмется за работу, которая претит его совести.
[1] п.4 - рерайтинг материалов с http://www.adonico.com/
Ольга Малышева
Придаю большое значение словам!
|